«На глазах у ребенка вилами закололи собаку». Что не так с защитой животных в Казахстане?
В конце прошлого года в России после многолетней борьбы был принят закон о защите животных. Казахстанские активисты ликовали – создан прецедент. О том, как живется братьям нашим меньшим в республике сегодня, «ЭК» рассказала президент казахстанского общественного фонда защиты животных «KARE-Забота» Юлия Коваленко.
– Юлия, можно ли обосновать проблемы, которые поднимает KARE, какими-то социальными аспектами? Не секрет, что многих приходится убеждать в том, что животных надо защищать, чисто гуманистические резоны разделяются далеко не всеми.
– Это, к сожалению, действительно так. Но для нас эта тема и есть в первую очередь социальная. Вопрос в том, как на нее смотреть. Тема касается не только животных, но и наличия в обществе доброты. Кто-то сказал: «Как государство и общество относятся к животным, так они относятся и к людям». Если сегодня пнуть собаку – обычное дело, то завтра взаимная агрессия может вспыхнуть между людьми. Это лакмусовая бумажка, показывающая уровень гуманности в обществе. Если бы мы смотрели на проблему, не учитывая этот аспект, то, наверное, мы бы ею и не занимались.
– В России принят закон о защите животных. Это как-то повлияет на ситуацию в Казахстане?
– Это важный прецедент, большой шаг для зоозащиты на всем постсоветском пространстве. Появляется возможность посмотреть, как этот закон будет работать – у нас ведь общее проблемное поле. Это возможность перенять опыт. В зоозащитном сообществе давно поняли, что без правовых рычагов, пока нет специального закона, мы мало что можем сделать. Сейчас существует очень много нормативных актов, но они разрознены и зачастую неконкретны.
– Ваш фонд занимался разработкой аналогичного законопроекта. На какой стадии работа сейчас? Есть ли, на ваш взгляд, возможность принятия такого закона в Казахстане?
– Дело в том, что эти законы разрабатываются на основе модельного, рекомендуемого для постсоветских стран законопроекта, разработанного Межпарламентской ассамблеей стран СНГ. В нем отражены базовые моменты этой проблематики. В 2018 году участники зоозащитного сообщества из всех городов Казахстана, где есть зарегистрированные общественные организации, объединились в Ассоциацию защиты животных, в том числе и для того чтобы разрабатывать законопроект на базе модельного. Но в 2017 году модельный закон был сильно изменен, и, соответственно, теперь надо переделывать наш проект. Юристы ассоциации уже приступили к этой работе. То есть дело движется, хотя и не так быстро, как хотелось бы.
В 2016 году мы пытались достучаться до некоторых депутатов, но поняли, что наши парламентарии еще не готовы к принятию таких законов. Очевидно, они боятся критики, которую и мы часто слышим. Мол, у нас с людьми масса проблем, а вы о животных печетесь!
– Есть ли во властном сообществе люди, разделяющие ваши взгляды?
– Все-таки отдельные депутаты, понимающие нас, в парламенте есть. В Алматы за последние два года произошел настоящий прорыв в общении с управлением сельского хозяйства городского акимата, в ведении которого находится эта тематика. У нас периодически проходят встречи по вопросам гуманизации правил отлова животных, изоляторов и разработки правил, регулирующих эту сферу. Раньше это в принципе невозможно было представить, мы просто стучались в закрытую дверь. Благодаря работе с представителями акимата волонтерам наконец-то предоставили доступ в изолятор для животных. Это дало возможность создать Instagram-аккаунт со снимками отловленных питомцев. Теперь любой владелец пропавшей собаки может зайти на страницу и проверить, не попал ли его пес в изолятор. И во многом благодаря аккаунту люди узнали об этой проблеме. Раньше, как ни удивительно, было распространено мнение, что если животных отлавливают, то их везут в приют… То есть работа зоозащитников с каждым годом приносит определенные плоды, с нашим сообществом идут на диалог.
Конечно, без участия государства ни одна серьезная программа, будь то стерилизация животных или гуманизация их содержания, не может быть реализована. Думаю, наш диалог продолжится, и в ближайшее время появятся люди во властном сообществе, которые будут активно участвовать в решении этих проблем. Без них это невозможно. Взять тот же российский закон: зоозащитники, конечно, хорошо представили этот проект, предложили к нему поправки, но если бы не поддержка в Госдуме, то вряд ли бы что-то получилось. Думаю, что в Казахстане мы вскоре тоже встретим таких политиков.
– А как вы в целом оцениваете ситуацию с защитой животных в стране?
– Ситуация удручающая. Жестокость по отношению к ним возрастает, становится все страшнее. Вот недавно на глазах у ребенка вилами закололи собаку. И таких историй очень много.
Все прошлое лето мы провели в изоляторе для отловленных животных вместе с участниками проекта «Добрый город» и волонтерами. Кормили зверей, убирали клетки. Благодаря этой работе мы поняли, как работает система. Хозяева сами привозят в изолятор своих собак и кошек. Когда людям объясняют, что ждет питомцев в дальнейшем, их это не трогает. Раньше отлов животных был скрыт от посторонних глаз. Что при этом происходило, можно только догадываться. Сегодня благодаря общественности мы более-менее видим картину и можем как-то влиять на ситуацию. Хотя это касается только Астаны и Алматы. В других регионах правила отлова довольно часто нарушаются.
Мы еще больше укрепились в мысли, что необходимы обязательная стерилизация животных и повышение ответственности их владельцев. Зачастую, если собака заболевает, хозяин готов выбросить ее на улицу. Если человек не готов к ответственности, то, наверное, ему не надо вообще заводить животных.
Хотя не все так плохо. Есть немало людей, которые спасают животных, забирая их из изолятора. Кто-то выбирает красивых и молодых, кто-то, наоборот, – старых и больных. Гуманных людей немало. В стране много приютов, и все они содержатся за счет помощи граждан. Иногда поступает спонсорская помощь, но редко…
– Многие люди готовы помогать зоозащитному сообществу, но зачастую просто не знают о его существовании…
– Согласна. Мы разобщены. Ну и, чтобы зоозащитное движение активно работало, нужна хорошая PR-кампания. Это тоже требует финансовых средств, а мне очень жалко пускать деньги на это. Как подумаешь, что на эту сумму можно месяц кормить животных в приюте… Это вопрос приоритетов.
– В Алматы уже не первый год реализуется программа бесплатной стерилизации животных. Как вы оцениваете ее эффект?
– Программа рассчитана на три года, 2019-й будет заключительным. Финансируется она из бюджета. Мы вместе с управлением сельского хозяйства будем анализировать ее итоги и эффективность. Это потребует немало времени. Хотя мы уже получали хорошие отзывы. Должна признать, что информационное сопровождение программы до сих пор было слабым, в этом году постараемся привлечь к участию в ней как можно больше людей. На самом деле три года для такой программы – это очень мало.
Проблема в том, что многие не хотят стерилизовать животных. Они считают процедуру жестокой. И этот миф сидит в головах. А коробки со щенятами и котятами все так же появляются на улицах наших городов. Так, из гуманных соображений, люди способствуют усугублению проблемы…
Источник - Экспресс К
Автор/Источник: Экспресс К
Опубликовано: 2019-01-21